Как известно, Колумб открыл Америку, находясь в поиске морского пути в Индию. Россия же может открыть для себя большие возможности через торговлю с Индией, но ей, как и Колумбу, придется преодолеть ряд штормов и рифов, которые преимущественно лежат в сфере баланса торгового оборота и системы взаиморасчетов. Надежный морской путь, впрочем, тоже не будет лишним.
Ранее мы уже отмечали, что Индия в ближайшее десятилетие имеет все шансы стать «новым Китаем» вследствие прежде всего демографических обстоятельств. В отличие от того же современного Китая, население Индии значительно моложе, индийская экономика еще не вошла в «ловушку среднего уровня развития», а кроме того, у Индии достаточно хорошие отношения с западным миром. Вот почему встреча лидеров России и Индии на высшем уровне имеет столь важное значение.
Однако весь потенциал такого сотрудничества еще только предстоит раскрыть. Эксперты указывают на текущий огромный дисбаланс торгового оборота между Россией и Индией. Как сообщил журналистам чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации, старший научный сотрудник кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России Анвар Азимов, объем взаимной торговли России и Индии в последнее время рос очень высокими темпами и достиг $65 млрд в год, однако это произошло в основном за счет поставок в Индию нефти по низким ценам — на уровне $30–40 за баррель. Индийские переработчики с удовольствием скупают нефть по такой цене, перерабатывают ее и затем перепродают уже нефтепродукты в третьи страны — разумеется, по совсем иной стоимости. В соответствии с приведенными данными, Россия поставила в Индию в 2023 году порядка 62 млн тонн нефти и 8 млн тонн нефтепродуктов.
При этом индийский экспорт в Россию составляет всего порядка $4 млрд в год, что создает огромный дисбаланс. Индийские экспортеры заинтересованы в наращивании поставок своих товаров в Россию, что, по мнению Анвара Азимова, и послужило одной из важных причин визита Норендры Моди в Россию. Индия традиционно поставляет в Россию продукцию фармацевтической и текстильной промышленности, однако заинтересована также и в поставках сложных технических изделий. И с каждым годом, по мере роста и усложнения своей экономики, будет заинтересована в таком экспорте все больше — как мы видели это на примере Китая.
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в отставке Анвар Азимов: «Индийская сторона не заключает долгосрочных контрактов на поставки энергоносителей (из России), опасаясь вторичных санкций... Поэтому не факт, что к 2030 году получится обеспечить товарооборот в $100 млрд (как обозначено в заявлении по итогам встречи), — все зависит прежде всего от поставок нашей нефти и нефтепродуктов, а здесь могут возникнуть проблемы». |
Кроме того, настолько большой дисбаланс вкупе с неконвертируемостью рупии создает еще одну проблему — во взаиморасчетах. На счетах российских экспортеров в Индии «зависало» огромное количество рупий, которые было невозможно вывести. Впрочем, эта проблема решается через криптовалюты и золото, однако с соответствующими издержками.
В ходе ПМЭФ-2024 было объявлено, что разработанные схемы госбанков позволили сократить время прохождения платежей из Индии до 2 часов, что должно полностью решить проблему со взаиморасчетами, прокомментировал «ПортНьюс» финансовый аналитик, ведущий канала BonusFabula в Telegram Дмитрий Кумановский.
Финансовый аналитик, ведущий канала BonusFabula в Telegram Дмитрий Кумановский: «Ситуация стала критичной в 2023 году, когда режим международных санкций не позволял осуществлять переводы через третьи страны, а платежи в валюте РФ и Индии стало сложно осуществлять из-за запрета на вывод капитала из Индии. В результате у российских экспортеров стали накапливаться рупии. Выход разработали российские Сбербанк и ВТБ. За счет применения криптовалют и вывоза золота в слитках через страны Ближнего Востока, где криптовалюта и золото продавались, удалось обеспечить конвертируемость рупии». |
Частично проблема с рупиями также решается за счет инвестиций — так, между российскими и индийскими компаниями были заключены соглашения об инвестициях на общую сумму, превышающую 100 млрд руб. По нашему мнению, инвестиции в Индию на данном этапе — действительно хорошее решение, поскольку страна имеет огромный потенциал достаточно быстрого развития, в то время как Россия испытывает дефицит кадров.
Говоря о кадрах, руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Алексей Куприянов рассказал журналистам, что рассматриваются вопросы об организации трудовой миграции из Индии на Дальний Восток России, а также об участии российских вузов в индийской системе высшего образования, которая недостаточно развита. Можно предположить, что часть студентов, которые получат квалификацию в представительствах российских университетов в Индии, приедут работать в Россию или будут работать в компаниях, связанных с Россией.
Одним из ключевых вопросов во взаимоотношениях Индии и России является логистика. Как прокомментировала журналистам старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Лидия Кулик, для полноценного функционирования перспективного маршрута Владивосток — Ченнаи необходимо развитие портовой инфраструктуры, причем как в России, так и в Индии.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Лидия Кулик: «Владивосток — Ченнаи — крайне важный маршрут, но я напомню, что это маршрут, который существовал еще в советское время, его нужно реанимировать, и это связано прежде всего с инфраструктурой обеих сторон, с расширением наших пропускных мощностей во Владивостоке и с увеличением количества портов в Индии». |
Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», по мнению эксперта, нуждается в создании единой цифровой логистической платформы и единого оператора, однако это крайне сложно сделать из-за большого количества стран, через которые пролегает данный коридор.
Добавим, что Индия является перспективным рынком не только для российской нефти и нефтепродуктов, но и для сжиженного природного газа (СПГ), металлургического угля, а также не сырьевых товаров.